Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Мотор автомобиля – сложнейшая система, бесперебойная и беспроблемная работа которого зависит от целого ряда факторов и состояния множества механизмов. Один из важнейших показателей исправности/неисправности автомобильного двигателя, определяющих его мощность и экономичность – уровень компрессии. Все мы слышали старинный анекдот про «ведро компрессии», на поиски которого отправляют новичков на заводах и в автомастерских. Так что же это за зверь такой – компрессия?
Даже если вы автовладелец, который никогда самостоятельно не заглядывает под капот собственного автомобиля, знание основных понятий и терминов конструкции автомобиля будет вам полезным и может сослужить добрую службу.
Компрессия автомобильного двигателя – максимальное давление, создаваемое поршнем в цилиндре при своем движении от одной крайней точки своей траектории движения до другой.
Часто понятие компрессии отождествляют с понятием «степень сжатия», которое, на самом деле, является соотношением полного объема цилиндра и объема камеры сгорания. Эти понятия связаны между собой и даже характеризуют, в целом, одни и те же параметры мотора – его мощность и коэффициент полезного действия (экономичность). Однако степень сжатия является параметром конструктивным, который закладывается еще на этапе проектировки двигателя, и практически не меняется на всем протяжении эксплуатации двигателя.
А вот компрессия двигателя – параметр эксплуатационный, сильно зависящий от ряда факторов, включая тип сжигаемого топлива и техническое состояние двигателя. Со временем параметры компрессии двигателя автомобиля могут очень существенно измениться, как правило, в худшую сторону. Например, бензиновый двигатель нового автомобиля может иметь степень сжатия 10:1, компрессию — 14 атмосфер. Через 15-20 лет эксплуатации степень сжатия в этом двигателе останется прежней, а вот компрессия в одном, нескольких или даже всех цилиндрах может существенно упасть – до 8-10 атмосфер.
Для дизельных двигателей показатели компрессии должны в разы выше, чем для бензиновых, так как степень сжатия в дизелях определяет воспламенение топлива (зажигание). По результатам замеров СТО и диагностических станций, для дизельных двигателей хорошими результатами компрессии можно считать 37-40 атмосфер. Дизеля с такими показателями компрессии легко заводятся даже в лютые морозы (при условии, конечно, что остальные системы, например, топливная, в них также исправны). Дизеля с показателями компрессии ниже 25 в морозы заведутся только в теплом боксе. А дизель с компрессией в районе 18 атмосфер и ниже не заведется нигде и никогда.
С падением компрессии снижается мощность и экономичность двигателя (его КПД). Кроме того, как правило, сниженная компрессия – индикатор серьезных проблем в двигателе. Но! Делать выводы о состоянии двигателя только на основании замеров компрессии неправильно. Необходимо изучать и другие симптомы двигателя.
Например, в цилиндре может быть сниженная компрессия из-за неисправной форсунки, которая пропускает избыточные объемы горючего и вымывает масло из цилиндра, ухудшая тем самым его компрессионные показатели. Или же «подъедающий» масло двигатель может показать хорошие цифры компрессии в цилиндрах только потому, что изношенные маслосъемные кольца будут оставлять излишки масла в цилиндре, компенсируя большие зазоры. То есть, делать глобальные выводы о состоянии двигателя и его деталей только на основе замеров компрессии было бы опрометчиво.
Способы решения компрессионных проблем могут быть различными и зависят, прежде всего, от их причин. Можно применить более густое масло, разнообразные присадки для двигателя («раскоксовывающие», «металлобразующие» и т.п.), замена прокладки ГБЦ, колец, капитальный ремонт двигателя. В некоторых случаях достаточно избавиться от лишнего нагара путем чистки газораспределительного механизма или поездки на дальнее расстояние с высокой скоростью (для выжигания нагара естественным путем) – такие рецепты тоже существуют и они вполне действенны. Но решение по устранению проблем с пониженной компрессией двигателя должны принимать квалифицированные специалисты.
— Если слышен прорыв воздуха в соседнем цилиндре (или нескольких), то необходимо заменить прокладку ГБЦ – очевидно, в ней произошел прорыв в соседний цилиндр.
— Если пробой прокладки ГБЦ произошел в охлаждающую систему двигателя, то в радиаторе будет шум, а в бачке с антифризом можно будет заметить колебания жидкости или пузырьки воздуха.
— Если нарушена герметичность клапанов ГРМ, то воздух будет прорываться в коллекторы и шуметь там.