Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Клапан холостого хода (ХХ) (который также часто именуют датчиком холостого хода) – устройство, которое позволяет поддерживать необходимую для нормальной работы двигателя и навесного оборудования частоту оборотов вращения коленвала в то время, когда машина стоит на месте (на холостом ходу). Поскольку педаль газа в эти моменты времени не нажата, дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта, что означало бы полное прекращение подачи воздуха в двигатель и его остановку.
Решить эту проблему и призван электромагнитный клапан холостого хода – исполнительное устройство, которое следит за поступлением в двигатель достаточного количества воздуха. Правильно работающий клапан ХХ, регулирующий формирование воздушно-топливной смеси оптимальных пропорций, помогает избежать таких проблем, как:
Электромагнитный клапан ХХ обычно расположен рядом с узлом управления подачей воздуха в коллектор. Клапан может быть встроен в привод дроссельной заслонки, или даже в саму заслонку, в некоторых случаях он смонтирован в качестве отдельного устройства с подведенными воздуховодами. Во многих автомобилях присутствует также блок управления клапаном ХХ, расположенный в наиболее защищенных от попадания влаги и резких перепадов температуры местах автомобиля
В старых авто с карбюраторным впрыском топлива клапаны ХХ имеет принципиальное отличие от подобных клапанов в двигателях с впрыском топлива – они управляют не положением дроссельной заслонки (и, соответственно, подачей воздуха в двигатель), а регулируют подачу горючего в карбюратор.
Управление датчиком ХХ в таких двигателях осуществляется механическим путем – они заранее настроены на определенные режимы работы двигателя и не успевают так гибко реагировать на изменение оборотов двигателя и количество подаваемого топлива, как современные аналоги. Но для своего времени это было вполне достойное техническое решение.
В автомобилях, оснащенных двигателями с впрыском топлива, команды датчику ХХ подает электронный блок управления. ЭБУ собирает информацию с ряда датчиков и поддерживает с помощью клапана ХХ определенное положение дроссельной заслонки для обеспечения необходимых оборотов мотора в заданных его конструкцией пределах (порядка 800 оборотов коленвала в минуту).
Клапан ХХ современного автомобильного двигателя (вместе с ЭБУ) регулирует также обороты двигателя с учетом нагрузки со стороны генератора, магнитолы, печки или кондиционера. Кроме того, клапан ХХ через дроссельную заслонку управляет оборотами двигателя во время прогрева, задавая более высокую скорость вращения коленвала после запуска на «холодную» и постепенно снижая ее по мере прогрева двигателя.
Современные наиболее распространенные типы клапанов ХХ обычно представляют собой электромагнитную конструкцию с шагово-импульсным управлением или клапаны с шаговыми двигателями.
Если компоненты датчика по какой-то причине работают плохо, то двигатель автомобиля будет постоянно грозить заглохнуть в то время, когда вы не используете педаль газа – то есть на стоянке и даже в движении (при езде «накатом» или остановке на светофорах). Естественно, что подобная ситуация неприемлема. Протестировать работоспособность электромагнитного клапана холостого хода можно различными способами для различных автомобилей. Где-то достаточно омметра, а где-то лучше прибегнуть к электронному сканированию ЭБУ автомобиля с проверкой клапана (соответствующие услуги по сканированию можно найти на официальных автосервисах). Обычно стоимость клапана на разборках невысока и заменить неисправный (или предположительно неисправный) клапан холостого хода не составляет большого труда. Но лучше доверить это дело профессионалам – клапан холостого хода и блок управления им – достаточно нежные электронные устройства и браться за их замену, не будучи к этому подготовленными, значит, пойти на определенный риск.