Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Время работы
Пн-Пт 9:00-18:30
Современные автомобили по сравнению с их предшественниками отличает (помимо прочего) мягкость и плавность хода, а также небольшие крены в поворотах. За эти важные параметры, влияющие не только на комфорт, но и на управляемость автомобиля отвечают такие важные устройства, как автомобильные амортизаторы.
В конструкции подвески практически любого современного автомобиля (за исключением некоторых специфических моделей, вроде Citroën) присутствуют пружины, которые принимают на себя колебания кузова автомобили при движении. Однако если бы автоконструкторы ограничились только пружинами, автомобиль постоянно качался бы, как пружинная кровать и грозил бы опрокидыванием в крутых поворотах. Поэтому в подвеске современного авто пружины всегда работают в паре с амортизаторами – обычно они пропущены внутри пружины.
Главная задача амортизаторов – смягчать, гасить (демпфировать) колебания кузова, поглощать толчки и удары подвижных элементов кузова и колес. Исправные амортизаторы как бы сжимают пружину, не давая ей бесконтрольно колебаться. Можно вспомнить старинный способ определения состояния амортизаторов – надавить на край автомобиля, заставив его корпус присесть, а потом резко отпустить. Исправные амортизаторы быстро, но плавно выровняют кузов, не давая ему раскачиваться вверх-вниз.
— Общие принципы устройства амортизаторов
— Автомобильные амортизаторы – основные виды
— Автомобильные амортизаторы – особенности эксплуатации
Современные автомобильные амортизаторы работают как на сжатие, так и на растяжение, и эффективно гасят колебания кузова во всех направлениях. Наибольшее распространение сейчас имеют гидравлические амортизаторы, в которых кинетическая энергия сжатия преобразуется в тепловую.
В таком амортизаторе сжатие (растяжение) воздействует с одной стороны – на корпус (цилиндр) амортизатора, с другой – на его поршень, который перемещается внутри трубы, заполненной специальным маслом. Масло через перепускной клапан в поршне перетекает из одной камеры цилиндра в другую, обеспечивая плавное перемещение поршня и преобразуя энергию сжатия/растяжения в тепло. В современные амортизаторы, кроме жидкости, закачивается еще и специальный газ, улучшающий стабильность работы амортизатора в различных условиях.
Конструктивно гидравлический амортизатор двустороннего действия обычно состоит из:
Жесткость амортизатора (скорость перемещения поршня) можно регулировать путем настройки перепускных клапанов на заводе или вручную (в некоторых моделях амортизаторов). Для спортивных автомобилей предпочтительнее жесткие амортизаторы, позволяющие избежать кренов кузова при маневрировании, для гражданских автомобилей важнее плавность и мягкость хода.
Жесткость амортизаторов для легковых автомобилей изначально определена заводом-производителем, но она зависит также от исправности амортизатора (наличия давления в цилиндре), температуры жидкости в амортизаторе. В очень жаркую (или очень холодную) погоду жесткость амортизаторов может существенно меняться.
Автомобильные амортизаторы, как правило, двухтрубной или однотрубной конструкции. Внешне и те, и другие выглядят одинаково, но в двухтрубных – двойной корпус.
Двухтрубные амортизаторы используются на обычных легковых автомобилях, ездящих преимущественно по хорошим дорогам. Они стоят дешевле, проще в ремонте. Но для постоянного бездорожья или спортивных автомобилей они не годятся – быстро перегреваются и масло утрачивает демпфирующие свойства. Требуют вертикального хранения и «прокачки» перед монтажом – чтобы удалить пузырьки газа из рабочей полости.
Однотрубные – более дорогие, но обеспечивают стабильную работу на бездорожье, спортивных состязаниях. Такие амортизаторы не требуют «прокачки» и могут устанавливаться под любым углом. Имеют значительно более длительный срок службы (в 1,5-2 раза), чем двухтрубные конструкции.
Однотрубные амортизаторы очень чувствительны к вмятинам на корпусе – если такое произойдет, они практически гарантированно выйдут из строя. Двухтрубные амортизаторы гораздо меньше чувствительны к вмятинам.
Автомобильные амортизаторы меняются только парами, как и пружины – задняя пара, передняя пара. Если вы заметили подтекание амортизатора или видите, что он перестал выполнять свою функцию – корпус автомобиля просел, раскачивается при движении, на ухабах и неровностях слышны глухие удары в кузов – не тяните с его заменой.
Неисправный амортизатор вовсе не так безобиден, как кажется – машина будет гораздо хуже управляться в поворотах и при резком маневрировании, а на лежащих полицейских и ухабах вы станете цеплять землю днищем и глушителем. Неисправные амортизаторы ускоряют износ других элементов подвески.